Лучший смартфон для видео? интервью с создателями «эрмитаж. снято на iphone 11 pro»

Технические особенности. Пять часов фильма одним кадром – не шутки

Весь фильм действительно снят на один iPhone 11 Pro Max, причём именно на его основную, широкоугольную камеру. Формат был слишком необычным, чтобы воплотить его по устоявшимся правилам, с помощью проверенных схем и оборудования. Поэтому многие решения были придуманы и опробованы впервые специально для этой ленты.

Полгода труда нескольких сотен человек зависели от маленького смартфона с камерой, и команда приняла решение подстраховаться всеми возможными способами. В том числе соорудить уникальный «риг» из трёх iPhone 11 Pro.

Весь фильм сразу после съёмки весил 126 ГБ.

Аксиня Гог, режиссёр: Снимали в понедельник, это выходной день музея. Не думайте, что в этот день музей пустует – тысячи сотрудников выходят на работу: уборка, инвентаризация, реставрация. Нам нужно было вписаться в жизнь музея, стать её частью. Поэтому график съемок заранее подробно обговаривался.

Из-за специфики площадки у нас не было ни одной полноценной репетиции. Мы не могли на 100 процентов придумать ситуацию и поместить ее внутрь Эрмитажа. Надо было отталкиваться от пространства.

Музей стал нашим главным героем – это живой организм, и мы прожили день съемки вместе с ним.

Давид Хайзников, оператор-постановщик: Обычно ты приходишь на объект и можешь всё пространство подстроить под себя: свет, кран, дрон. Но Эрмитаж – не обычная площадка.

Изначально планировали снимать на один iPhone. Но во время подготовки решили все же иметь второй в качестве «подстраховки». Потом понадобился еще один телефон для организации плейбека. Обычно сигнал на плейбек передается по проводу, но во время этой съемки мы не подключали к телефонам провода, чтобы не возникло ощущения, что телефоны заряжаются.

Так выглядит «риг» из трёх iPhone 11 Pro, с помощью которого снимали, мониторили и транслировали видео в реальном времени.

Мы начали думать над созданием специального «рига», который умещал бы сразу три телефона и давал максимальную маневренность операторам. Но такое расположение не позволяло сбалансировать конструкцию. Так что мы продолжили тестировать и в итоге пришли к такому решению.

На финальной конструкции основной и запасной телефон расположены прямо друг за другом. Снимали на широкоугольные объективы. Специальная конструкция рига позволила примерно сравнять композиции на обоих. А рядом был телефон для плейбека, который транслировал сигнал на iPad режиссера, несколько iPhone съемочной группы, а также транслировал картинку в облако, к которому присоединялись те, кто работал над проектом из разных стран.

В итоге для съемки мы использовали и тележки, и кран, но большую часть времени телефоны проводили в руках операторов, которые периодически сменяли друг друга.

Николай Пигарев, технический директор: Всё началось с очень подробных тестов. Первым делом я взял iPhone 11 Pro Max и поставил его на окно. Он записал 6 часов видео, я обрадовался и подумал, что дело сделано.

Оказалось, что не все так просто. Показатели во время тестов постоянно варьировались.

Интересно, что такие параметры как, например, яркость экрана, включен ли Bluetooth или WiFi, никак не влияли на батарейку во время записи видео. Единственный вариант проверить, как iPhone справился бы с нашей задачей – в точности воспроизвести запись с заданными параметрами.

Тут и выяснилось, что экспозиция, автостабилизация, фокус сильно влияют на аккумулятор.

В итоге мы бесчисленное количество раз прошли наш маршрут. У меня был график, который позволят отслеживать «нормальную» активность батарейки, которая дала бы нам снять не меньше 5 часов. Во время самой съемки мы постоянно сверялись с ним и адаптировали нашу работу.

В итоге, когда мы финально отсняли 5 часов 20 минут, у нас осталось 19% заряда – отличный результат! Вот момент остановки съёмки:

Алексей Смоляр, второй режиссер: Одна из самых сложных сцен – сцена в театре. Камера почти постоянно крутилась на 360 градусов, поэтому никто кроме оператора и актеров не мог находиться внутри, чтобы не попасть в кадр.

В итоге мы снимали эту сцену практически вслепую. И это, пожалуй, один из самых эффектных моментов в фильме.

Еще одним сложным моментом были переходы камеры с крана в руки оператору, на тележку, обратно на кран и тд

Важно было, с одной стороны, сделать их максимально незаметными. А с другой стороны, не создать ощущения монтажа или склейки

Съемки с крана позволили нам включить в фильм детали, которые никто раньше не показывал так подробно и так близко – потрясающий потолок в Лоджиях Рафаэля, например.

Для съёмки фильма создали приложение для iPhone и Apple Watch – Catch

Создание проекта такого уровня требует нестандартных решений, и автоматизированных настроек камеры iPhone оказалось недостаточно. Apple всё-таки делает смартфоны для всех, а профессионалам предлагает возможности добиться большего.

Так в ходе подготовки к съёмке и родилось приложение Catch, сокращённо от capture (захват) и Watch (Apple Watch).

Давид Хайзников, оператор-постановщик: Нативное приложение в iPhone не позволяет вручную контролировать настройки съемки. В частности, автоэкспозиция нам не подходила, потому что каждый зал освещен по-разному.

Мы перепробовали множество приложений с ручными настройками, доступных в App Store, но идеального решения для себя так и не нашли: где-то не все нужные мне настройки присутствовали; где-то они были, но их можно было контролировать только нажатиями на экран, а это не подходило нам.

В какой-то момент обсуждали полную автоматизацию съемочного процесса, вплоть до использования роботизированной руки для съемке (как в клипе Манижи «Люстра», снятом на iPhone 7 Plus). Но большая часть съемки была импровизацией, и в режиме реального времени необходимо было подстраиваться под меняющийся естественный свет. Поэтому участие операторской группы было необходимым.

Интерфейс приложения Catch.

Николай Пигарев, технический директор: Протестировав множество готовых решений для съемки с ручными настройками из App Store, за две недели до съемки мы приняли решение создать собственное приложение. ТЗ формировалось буквально в режиме реального времени на съемочной площадке.

В результате мы сделали приложение, которое перенесло все тонкое управление (ISO, фокус, баланс белого и тд) на коронку Digital Crown в Apple Watch. Теперь параметры съемки мы могли контролировать идеально точно через физический «манипулятор», а не приблизительно, пальцем.

Catch (749 руб. в App Store) – приложение для профессионального воркфлоу с использованием iPhone. Оно подойдет тем, кто работает на серьезном уровне, с командой и сложными задачами.

В момент съемки приложение в App Store весило всего 3.5 Мб и содержало в себе только необходимые функции. Сейчас мы продолжаем работать над ним и постоянно расширяем функциональность и возможности. Оно помогает раскрыть все возможности iPhone 11 Pro.

В приложении мы сделали поддержку Smart HDR. Думаю, это такой «звоночек из будущего», которое уже скоро настанет, когда компьютеры будут сами дорисовывать часть картинки, как это сейчас работает с Deep Fusion или Ночным режимом в iPhone. В нашем случае Smart HDR очень помог при съемке нюансов, например, переходов темных цветов на картинах от темно-зеленого к черному.

Главная фишка приложения, конечно, была в том, что там нельзя случайно остановить запись – мы просто не могли себе позволить такой ошибки.

Еще одна уникальная особенность нашего продакшена и то, чего никто не делал раньше – все было организовано на базе мобильных устройств: iPhone мы использовали и в качестве камеры, и в качестве монитора с собственной точкой доступа в режиме NDI (Network Device Interface). За этим будущее. Круто, что мы одни из первых это попробовали.

Попыток снимать на iPhone до этого было достаточно много, но к этому приходилось приспосабливаться. Мы же наоборот построили весь продакшн вокруг того, что снимали на iPhone – и нашли совершенно новые решения, способные конкурировать с профессиональным продакшеном.

Аксинья Гог, режиссёр

Аксинья специализируется на короткометражках и клипах. Среди крупных проектов сериал «Как выйти замуж. Инструкция». Лауреат множества иностранных конкурсов, в том числе Film Festival Cottbus 2016 за короткометражку «Путешествие Фёдора по Москве начала XXI века» и Best Experimental Film 2012 за проект «В поиске».

Чем вдохновлялись при подготовке к проекту?

Это один из тех проектов, про которые слышишь и сразу понимаешь — это моё! Я вдохновлялась самим музеем, долго гуляла по залам, искала самые киногиничные места, придумывала драматургию. Эрмитаж стал главным героем фильма и сам диктовал повествование, а у меня сразу появилась идея, что моя задача — создать интимный диалог между произведениями, их авторами и современным зрителем.

Пришлось ли вам столкнуться с ограничениями в реализации своих творческих идей?

Мы отталкивались от достаточно свободного творческого брифа: iPhone 11 Pro Max — Эрмитаж — пять часов одним дублем и на одном заряде аккумулятора. Дальше пошёл творческий процесс. Мы старались выстроить работу вокруг возможностей iPhone, а их оказалось немало — камера, которая совершенно по-новому раскрылась благодаря приложению, которое мы использовали, компактный размер, мощный процессор, аккумулятор и, конечно, лёгкость и компактный размер по сравнению с традиционными камерами. 

Ограничения скорее касались площадки — музей уникален в том плане, что приходится подстраиваться и под график его работы и под ограничения, связанные со схемой среди предметов искусства. 

Ещё из-за условий нашего «эксперимента», например, из-за того, что всё снято одним дублем и в фильме нет монтажа, зрители могут заметить «помарки» типа осветительных приборов в кадре или отражения команды в некоторых блестящих предметах, но это только лишний раз показывает чистоту нашего эксперимента.

Вернётесь ли вы когда-нибудь к мобильной съёмке?

Сложно загадывать. Я получила классическое кинообразование и считаю, что большое кино должно сниматься с помощью профессионального кинооборудования. 

С другой стороны, если бы лет 10 назад мне сказали, что я сниму пятичасовой фильм на iPhone, я бы рассмеялась. Тем не менее, это случилось. Мне кажется, мы сами до конца ещё не поняли, что именно у нас получилось и как это впишется в историю киноиндустрии. 

Было здорово попробовать и камера телефона совершенно точно оправдала ожидания. Интересно посмотреть, какие возможности появятся в новых поколениях iPhone.

Какого это, наблюдать за рабочим процессом с экрана мобильного устройства?

С одной стороны, это не типичный продакшн, когда плейбэк организован в каком-то специальном месте и режиссёр сидит перед экраном и дистанционно руководит процессом. 

С другой стороны, это отличная возможность находиться в эпицентре событий, быть рядом с оператором, прямо на месте направлять его. 

Я часть маршрута (а он составил около 7 км) буквально держала оператора за плечо сзади и мягко направляла его, отслеживая картинку на iPad. Такой мобильный продакшн открывает классные новые возможности для команды.

Что это за выставка

В рамках выставки прошли крутейшие семинары с известными фотографами, художниками и другими творческими личностями. Темы были самые разные: от мобильной фотографии до мастер-класса по работе в Garage Band. Прийти мог любой желающий абсолютно бесплатно, надо было лишь оставить заявку на сайте.

Такие семинары re:Store устраивает постоянно, но еще ни разу они не проходили в такой обстановке. Очень символично приходить на семинар туда, где выставлены лучшие работы, созданные с помощью техники Apple.

Я побывал 22 марта на лекции Максима Мусселя. Тема встречи: мобильное кино.

Смотрим целиком «Эрмитаж. Снято на iPhone 11 Pro»

Фильм доступен на канале Apple Россия в YouTube. Его длительность – те самые 5 часов, 19 минут и 28 секунд. Подходить к его просмотру лучше, отстранившись от типовых, «голливудских» ожиданий.

В пятичасовом кинопутешествии по Эрмитажу нет «экшена» каждую секунду. Это красивое, изначально очень спокойное кино, которое ближе к концу ускоряется и насыщается смыслом.

Аксиня Гог, режиссёр: Наверное, я единственный режиссер в мире, который заявляет, что его фильм не обязательно смотреть целиком. По сути, он состоит из абсолютно самодостаточных кусков. Такая медитация, в которую можно погрузиться на любом моменте.

Потеряла счёт количества раз, которые я посмотрела наш пятичасовой фильм. Но интересно, что каждый раз я «залипаю» – нахожу в картинах какие-то новые нюансы, другие смыслы.

Приятного просмотра:

P.S. Вся музыка из фильма доступна в специальном плейлисте Apple Music:


iPhones.ru

Подробнее о первом и самом длинном кинофильме-путешествии, снятом при поддержке Apple.

Эрмитаж не говорит, но доказывает, на что способен iPhone

Если вы посмотрите всё пятичасовое видео целиком, то заметите: в нём фактически нет рекламы. Сообщение о продукте Apple вынесла в трейлер и оставила нетронутым творческий замысел кинопрогулки.

Автономную работу iPhone 11 Pro Max нахваливают все, и лучшего доказательства его возможностям, чем сам фильм в 4K (!) длиной в 5 с лишним часов, не придумаешь. То, что в итоге на съёмочном iPhone осталось 19% заряда – «вишенка» на торте.

Не могу не похвалить качество картинки с камеры и её способность так хорошо снимать в совершенно разном освещении. И ведь не на профессиональную аппаратуру сделано, а просто на смартфон с приставкой «Pro».

Аксиня Гог: У нас не было задачи выдать идеальную картинку. Была задача показать возможности новых iPhone, устроив им настоящее честное испытание. Все недочеты, которые зрители смогут заметить в фильме (осветительные приборы в кадре, несколько отражений съемочной группы в окружающих объектах) – всё это лишний раз доказывает, что все было по-настоящему, как в жизни.

Идея «одного кадра» в Эрмитаже появилась 17 лет назад. Тогда это был прорыв

Кадр из фильма «Русский ковчег».

Александр Сокуров снял «Русский Ковчег» в декабре 2001 года в Зимнем Дворце Эрмитажа, использовав редкую в кинематографе технику «одного кадра». Она заключается в том, что фильм снимается безостановочно, без склеек кадра, на одну камеру.

В фильме (доступен на YouTube) рассказывается история Эрмитажа и его обитателей голосами двух людей: французского путешественника во времени и современного петербуржца. Зритель при этом плывёт из зала в зал, наблюдая глазами камеры за сменой эпох.

Фильм тепло приняли как на родине, так и за рубежом. Это было первое полнометражное кино в России, снятое на цифровую камеру без компрессии видео в формате HD. Сделать подобное на обычной, плёночной камере, было невозможно из-за ограниченной ёмкости кинокассет.

Спустя 20 лет «Эрмитаж. Снято на iPhone 11 Pro» ненароком продолжает технологический прорыв. Достижение Сокурова в 2001 году, достигнутое с помощью тогдашних редких технологий, в 2019-м году получилось повторить на iPhone, самом популярном смартфоне в мире.

Как и у Сокурова, единственной камеры было бы недостаточно для съёмки длительного видео со сложной структурой, хореографией и сюжетными элементами. Поэтому и во время пятичасовой съёмки, и задолго до неё над проектом работали десятки людей, гаджетов и технологий.

Всё должно было пройти идеально с первого раза, иначе всю финальную подготовительную работу пришлось бы начать заново.

Как начать снимать мобильное кино?

https://youtube.com/watch?v=oRNXmrjhrUE

Для того, чтобы снять мобильное кино, нужны две вещи: идея и смартфон. Но когда берешься за это дело, выходит все не так просто. Новичкам Максим дал несколько простых советов:

Для начала просто заставь себя снимать на смартфон. Это не так просто, как кажется.

Попробуй снимать ролики, привязанные к какому-то мероприятию. День рождения, вечеринка, свадьба. Не надо будет париться со сценарием, да и проще взяться за съемку.

Начни с небольших роликов, не надо снимать полнометражки. Суть мобильного кино – кратко рассказать какую-то историю, передать мысль. Придерживайся этого правила.

ВСЕГДА! Всегда держи смартфон горизонтально. На эту тему есть даже видео, ознакомься обязательно!

Начинай снимать чуть раньше, чем необходимо, а заканчивай чуть позже. Так будет проще монтировать.

Ссылка на основную публикацию